Mobirise

Журнал
«Отечественные записки»
1818 - 2018

«Любить Отечество велит природа, Бог;
А знать его, - вот честь, достоинство и долг»

Журнал «Отечественные записки» - колыбель русской демократической мысли, один из основоположников русского литературоцентризма и концепции издания в России «толстых» журналов.

Толстый журнал в условиях России выполнял многие важные функции:

1. Журнал заменял газету, информируя аудиторию о значимых событиях в политической, экономической и социальной жизни страны.

2. Журнал заменял научную энциклопедию, сообщая читателям знания, малодоступные рядовому гражданину.

3. Журнал заменял художественную книгу, т.к. большая часть литературных произведений публиковалась прежде в журналах, и лишь позже, в случае успеха, они выходили как самостоятельные издания.

Казалось бы, в эпоху интернета о толстых журналах можно забыть? Совсем нет. Многократное увеличение потоков информации привело к тому, что крайне важной становится функция верификации. Многие поняли, что невосполнимое время собственной жизни не стоит тратить на бесконечные «раскопки истины» в интернете. Имеет смысл довериться наиболее авторитетным источникам для того, чтобы получить полную картину современной жизни (включая лучшие литературные произведения), непредвзятый взгляд и объективные оценки лучших специалистов и профессионалов происходящих событий, причем без политизированного или коммерциализированного домысла.

Журнал «Отечественные записки» прошёл сложный и долгий путь от литературно-познавательного издания до авторитетного печатного органа с выраженной демократической направленностью, умевшего в жёстких условиях цензуры доносить до читателей самые передовые мысли и самые актуальные описания действительности через сатиру и художественное слово. «Отечественные записки» существенно способствовали укреплению логоцентризма русской культуры и развитию русского консерватизма и подлинного патриотизма, для которого были равно неприемлемы ни русофильство, ни русофобство. В одной из прокламаций, вышедших в связи с закрытием журнала Постановлением департамента полиции в 1884 году, было подчёркнуто:
«Это был почти единственный орган русской печати, в котором сквозь дым и копоть цензуры светилась искра понимания задач русской жизни во всём их объёме. За это он должен был погибнуть и погиб.» 

Но история журнала не закончилась. Как и прежде, Россия стоит перед выбором, кого считать подлинным патриотом своего отечества, мириться ли с коррупционерами и новоявленными нуворишами, искать ли подлинное образование и познание или принять образование комиксов и тестов, выбирать ли культуру потребления или созидания. Журнал «Отечественные записки» — снова одно из передовых изданий-проводников подлинной русской культуры в условиях засилья коммерческой поп-культуры.

1818 - 1830

Павел Петрович Свиньин

(1787 - 1839)

История журнала «Отечественные записки» началась в 1818 году, когда русский историк, географ, художник, путешественник Павел Петрович Свиньин принял решение опубликовать свои путевые заметки, записки, наблюдения и исследования в виде «толстого» журнала. Иллюстрации первых номеров журнала были выполненны также Павлом Свиньиным.

Кроме публикации собственных статей Павел Петрович освещал в журнале различные исторические и географические вопросы, а также сообщения о быте народов Российской Империи. 

В целом концепция журнала сводилась к описанию жизни народа, «благоденствующего под властью царя, помещиков и церкви», что не способствовало успеху журнала.

Но в целом журнал был тепло принят читателями, хотя в силу достаточно узкой направленности признания у широкой аудитории не нашёл. Подписчиков у «Отечественных записок» было немного.

В связи с этим и доходы издателя были невысоки, и, хотя Павел Свиньин упорно продолжал развивать своё издание, в 1831 году он прекратил выпуск журнала.

Спустя семь лет Свиньин возродил «Отечественные записки», но практически в неизменном виде журнал опять не добился успеха, и в 1838 году Свиньин сдал издание в аренду А.А.Краевскому.

1839 - 1847 

Андрей Александрович Краевский

(1810 - 1889)

Андрей Александрович Краевский имел немалый опыт издательской работы в «Московском Вестнике», «Энциклопедическом Лексиконе», «Журнале Министерства Народного Просвещения».

Краевский понмал, что нужно российскому читателю, и системно выводил «Отечественные записки» в число передовых русских журналов. Он полностью изменил журнал и объявил целью издания:
«Споспешествовать, сколько позволяют силы, русскому просвещению по всем его отраслям, передавая отечественной публике все, что только может встретиться в литературе и в жизни замечательного, полезного и приятного, все, что может обогатить ум знанием или настроить сердце к восприятию впечатлений изящного, образовать вкус».

Каждый номер журнала содержал разделы:
«Современная хроника России» 
«Науки» 
«Словесность» 
«Художества» 
«Домоводство, сельское хозяйство и промышленность вообще» 
«Критика» 
«Современная библиографическая хроника» 
«Смесь» 

Краевский привлёк в журнал популярных литераторов: Василия Жуковского, Владимира Одоевского, историка Михаила Погодина, Виссариона Белинского.
Белинский в свою очередь пригласил в журнал своих друзей Александра Герцена, Василия Боткина, Михаила Бакунина.

Участие столь известных авторов привлекло к изданию огромное внимание со стороны русской интеллигенции, и журнал уверенно занял передовые позиции.

В 1847 г. у «Отечественных записок» было 4000 подписчиков, - огромное по тем временам количество.

Преодолевая цензуру, «Отечественные записки» выступали ярыми противниками крепостничества и в области политики, и в области идеологии и быта.

В рубрике «Смесь» размещались публикации о рабовладении в Америке.

Рубрика «Науки» завуалированно, но достаточно понятно обосновывала необходимость отмены крепостного права.

Рубрика «Современная хроника России» внимательно следила за развитием отечественной промышленности и торговли.

Отдел словесности отдавал предпочтение остро социальной литературе с антикрепостническим подтекстом.

Журнал продвигал идеи просвещения, прогрессивные формы экономической, политической и культурной жизни страны и в целом отстаивал интересы народа. 

1839 - 1847

Виссарион Григорьевич Белинский

(1811 - 1848)

Виссарион Белинский был одним из основных движителей журнала и буквально жил в редакции, создавая собственные статьи, редактируя и готовя к печати различные материалы. 

Белинский превратил журнал в трибуну идей народного освобождения и прогресса России, сделав его, насколько это было возможно в условиях цензуры, подлинным выразителем народных чаяний, а не изданием для узкого круга оппозиционной интеллигенции.

И получал за это от Краевского, ставившего во главу угла коммерческую выгоду, столь незначительные средства, что был вынужден жить чуть ли не впроголодь.

В 1846 году Белинский и Герцен покидают «Отечественные записки» и переходят в журнал «Современник» Н.А.Некрасова.

Не одни финансовые причины, конечно же, побудили Белинского покинуть журнал.

«Отечественные записки» под фактическим руководством Белинского стали лучшим журналом сороковых годов и вызвали бурное негодование у реакционных и народнических журналов и деятелей.

И не только публикациями в своих журналах боролись оппоненты. Доносы цензорам в департамент полиции и даже в Третье охранное отделение жандармерии приводили к серьёзным проблемам как в журнале, так и у самого Краевского. Опасаясь за судьбу журнала и, вероятно, за свою, Краевский не удерживает Белинского.

С уходом Белинского и ряда авторов журнал начинает сдавать позиции, и даже активное участие в журнале Ивана Тургенева не выручает его.

1847 - 1867

Андрей Александрович Краевский

(1810 - 1889)

Около двух лет «Отечественные записки» продолжали удерживаться на передовых позициях, поскольку с журналом не переставали сотрудничать прежние авторы.

Немало способствовал успеху талантливый литературный критик и публицист Валериан Майков, возглавивший отдел критики после Белинского.

Но постепенный уход значимых авторов и политическая реакция 1848 года сделали журнал безликим.

Острая общественная и социальная критика сменилась на эстетическую, академическую.

Крестьянская реформа 1861 года принесла неожиданный, но предсказуемый результат.
«Отечественные записки» стали на умеренные позиции, декларируя «водворение закона и правильного развития». Фактически журнал начал борьбу с революционными течениями.

Всё это совокупно с уходом актуальной публицистики и вялостью подачи материала привело к резкому сокращению числа подписчиков. 

1867 - 1878

Николай Некрасов

(1821 - 1878)

28 мая 1866 года журнал «Современник» под управлением Некрасова был закрыт личным распоряжением императора Александра II. Это произошло  после покушения на него Дмитрием Каракозовым, у которого при обыске были найдены журналы «Русское слово» и «Современник».

В 1867 году Некрасов и Краевский, жившие в соседних квартирах на Литейном проспекте, заключают договор, в результате которого к Некрасову переходит управление «Отечественными записками» с получением 1/3 доходов от журнала.

Меняется концепция журнала, приводя его опять в вид классического толстого журнала с постоянными рубриками:

Беллетристика:
1. Поэзия.
2. Проза.
3. Статьи научного содержания.

Публицистика:
1. Внутреннее обозрение.
2. Наши общественные дела.
3. Парижские письма.
4. Новые книги.
5. Литературные и журнальные заметки.

Под управлением Некрасова «Отечественные записки» вновь становятся передовым общественно-политическим и литературным журналом.

Следуя традициям Белинского, Некрасов отлично управляет журналом и уже в первый год своего редакторства поднимает тираж в 4 раза — до 8000 подписчиков.

На момент смерти Некрасова в 1878 году подписчиков было уже 20000!


1878 - 1884

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

(1826 - 1889)

Начало литературной карьеры Михаила Салтыкова-Щедрина оказалось связано именно с «Отечественными записками».

В 1847 г. в журнале была опубликована его повесть «Противоречия», затем – повесть «Запутанное дело».

Впоследствии Михаил Салтыков-Щедрин публикуется в журнале много и постоянно.

После смерти Николая Некрасова в 1878 году Михаил Салтыков-Щедрин принимает руководство журналом на себя.

Салтыков-Щедрин привнёс в журнал тонкую политическую и социальную сатиру и, используя художественное слово, умел доносить до читателей самые передовые идеи и принципы и опасную для правительства правду, подтвердив ещё раз логоцентричность русской культуры.

Салтыков-Щедрин внимательно и заботливо помогал творческому росту близких ему по духу молодых писателей.

«Отечественные записки» стали печатным органом всего передового и прогрессивного, что было тогда в России.

В апреле 1884 года журнал «Отечественные записки» был закрыт за то, что:
 «…не только открывает свои страницы распространению вредных идей, но и имеет ближайшими своими сотрудниками лиц, принадлежащих к составу тайных обществ»
(Правительственный вестник № 87, 20 апреля 1884 г.).

Прокламация на закрытие журнала в 1884 году:
«Это был почти единственный орган русской печати, в котором сквозь дым и копоть цензуры светилась искра понимания задач русской жизни во всём их объёме. За это он должен был погибнуть и погиб».

2001 - 2015

Возрождение журнала

В 2001 году инициативная группа либеральных политологов, журналистов, публицистов, писателей, переводчиков, предпринимателей возродила журнал «Отечественные записки».

Из журнала была исключена литературная часть и основной упор был сделан на актуальные темы современной политической и социальной жизни и на темы философского характера. 

За достаточно недолгое время редакция возрождённого журнала под руководством Татьяны Малкиной сумела вывести издание на значимые позиции в рейтингах, и количество уникальных посетителей интернет–версии «Отечественных записок» достигло 20 000 - 60 000 человек в разные месяцы.

В 2011 году права на издание были переданы фонду «Отечественные записки», а в состав соиздателей вошла Высшая школа экономики (ВШЭ), приняв на себя часть финансирования журнала.

Кризис 2014 года привёл к отказу частных инвесторов от финансирования журнала в 2015 году.

В этом же году Высшая школа экономики прекратила своё участие в издании «Отечественных записок».

2016, 2017, 2018 ...

"Отечественные записки"
сегодня

В ноябре 2016 года в Фонд «Отечественные записки» пришло новое руководство, и началась подготовка к возобновлению издания журнала без зависимости от частных инвесторов.

Создана редакционная коллегия журнала «Отечественные записки», подготовлены редакционные помещения, готовится к изданию Юбилейный номер журнала, приуроченный к 200-летию его основания.

Первым и важнейшим шагом редакционной коллегии стало приглашение к сотрудничеству с журналом лучших историков, географов, краеведов, экономистов, политологов, писателей, поэтов, философов, публицистов, композиторов, руководителей музеев, учебных заведений, театров и т.д. нашей страны.

В журнал возвращена его полноценная литературная часть. Готовятся к публикации произведения современных авторов и не издававшиеся ранее произведения русских и советских писателей, поэтов, философов и т.д., интерес к которым был некогда утрачен в период неоднозначных перемен 1990-х годов.

Установлены отношения с музеями и научными учреждениями России и с зарубежными специалистами в области русской литературы, ведутся переговоры о публикации в «Отечественных записках» не изданных произведений и трудов русских писателей, учёных, философов, хранящихся в зарубежных коллекциях, музеях, библиотеках. 

2018

Рубрики журнала

Материалы в периодической форме журнала распределятся по тематическим рубрикам: «Современное обозрение», «История в истории», «Библиографические заметки», «Документально-публицистическая хроника»: «Мемории», «Даты, события, люди», «Наука», «Родиноведение», «Театр», «Кино», «Художественная словесность», «Критика», «История русской духовности», «Мир русской усадьбы», «Русская Палестина», «Промышленность и сельское хозяйство», «Экономика» и другие.

Особое место в интерактивной версии журнала занимает раздел официального сайта под названием «Наша Россия».

Содержание раздела составляют интерактивные художественные галереи российских художников прошлого и современников.

Названия и график показа интерактивных художественных галерей анонсируются на официальном сайте.

Рассказы и исследования о произведениях интерактивной художественной галереи «Наша Россия» и об их авторах представляет рубрика «Художества».

2018

Авторские страницы

членов Редакционного Совета

Особое место в актуальной интерактивной версии журнала занимают авторские страницы членов Редакционного Совета, создаваемые по желанию каждого участника для размещения авторских публикаций свободной тематики.

Редакционный Совет журнала «Отечественные записки» формируется из ведущих учёных, публицистов, политологов, писателей, поэтов, композиторов, общественных деятелей России и русского зарубежья.

Члены Редакционного Совета представлены в разделе «Редакционный Совет».  

2018

Наша Россия

Заслуживают отдельного упоминания сайт Радио Романс и раздел сайта журнала «Отечественные записки» под названием «Наша Россия».

«Наша Россия» предлагает Вашему вниманию лучшие полотна русских художников прошлого и наших современников.

Рассказы об авторах и их произведениях будут представлены на страницах журнала «Отечественные записки» и в эфире Радио Романс.

Многие картины будут выставлены впервые.

Творческое объединение

В процессе подготовки к возобновлению издания журнала в течение 2016 - 2018 годов «Отечественные записки» развились в современное Творческое объединение, в рамках которого работает первая в истории радиостанция в жанре русского романса – Радио Романс и учреждён новый Московский музыкальный театр Геннадия Гладкова.

В ближайших планах Творческого объединения:
• Учреждение ежегодной Премии журнала «Отечественные записки» «За достижения в области сохранения и развития традиций русского языка, русской литературы, театра, музыки, общественной мысли». Со специальной номинацией «Антипремия» за соответствующие антидостижения, которыми, к сожалению, стали отличаться даже некоторые ведущие федеральных телеканалов.
• Создание цикла творческих вечеров, радиоэфиров и видеотрансляций с ведущими российскими писателями, поэтами, общественными деятелями.
• Развитие Отдела критики и рецензирования журнала «Отечественные записки» для целей выявления и продвижения новых талантливых писателей, поэтов, драматургов, сценаристов, режиссёров театральных постановок и режиссёров-постановщиков игрового и документального кино.
• Организация Всемирного фестиваля русских романсов и Фестиваля Романсов Русского Рока.
• Содействие деятельности творческих проектов наших соотечественников, создающих представления для больных детей, организующих семейные театры и многое другое.

В 2019 году начинает работу интерактивный Лекторий, призванный доводить до учащихся, студентов, научных кругов и широкой аудитории знания в различных областях в авторской подаче от лучших российских учёных, творческих и общественных деятелей.

Творческое объединение «Отечественные записки» выходит за рамки общественной инициативы, имеет выраженное государственное значение и будет развиваться при поддержке и с участием ведущих творческих, научных и общественных деятелей страны.

Мы будем информировать Вас о деятельности Творческого объединения «Отечественные записки» по мере реализации каждого направления.