ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

Журнал Отечественные записки Радио Романс Всероссийское общественное движение Слово о Войне Сеня Сон пианист-виртуоз

«Любить Отечество велит природа, Бог; А знать его, - вот честь, достоинство и долг»

О журнале

Журнал Отечественные записки Радио Романс Всероссийское общественное движение Слово о Войне Сеня Сон пианист-виртуоз

       Журнал «Отечественные записки» - колыбель русской демократической мысли, один из основоположников русского литературоцентризма и концепции издания в России «толстых» журналов.
       Толстый журнал в условиях России выполнял многие важные функции:
       1. Журнал заменял газету, информируя аудиторию о значимых событиях в политической, экономической и социальной жизни страны.
       2. Журнал заменял научную энциклопедию, сообщая читателям знания, малодоступные рядовому гражданину.
       3. Журнал заменял художественную книгу, т.к. большая часть литературных произведений публиковалась прежде в журналах, и лишь позже, в случае успеха, они выходили как самостоятельные издания.
       Казалось бы, в эпоху интернета о толстых журналах можно забыть? Совсем нет. Многократное увеличение потоков информации привело к тому, что крайне важной становится функция верификации. Многие поняли, что невосполнимое время собственной жизни не стоит тратить на бесконечные «раскопки истины» в интернете. Имеет смысл довериться наиболее авторитетным источникам для того, чтобы получить полную картину современной жизни (включая лучшие литературные произведения), непредвзятый взгляд и объективные оценки лучших специалистов и профессионалов происходящих событий, причем без политизированного или коммерциализированного домысла.
       Журнал «Отечественные записки» прошёл сложный и долгий путь от литературно-познавательного издания до авторитетного печатного органа с выраженной демократической направленностью, умевшего в жёстких условиях цензуры доносить до читателей самые передовые мысли и самые актуальные описания действительности через сатиру и художественное слово. «Отечественные записки» существенно способствовали продвижению передовых идей современности и воспитанию подлинного патриотизма, для которого равно неприемлемы, ни русофильство, ни русофобство. В одной из прокламаций, вышедших в связи с закрытием журнала Постановлением департамента полиции в 1884 году, было подчёркнуто:
«Это был почти единственный орган русской печати, в котором сквозь дым и копоть цензуры светилась искра понимания задач русской жизни во всём их объёме. За это он должен был погибнуть и погиб» 
       Но история журнала не закончилась. Как и прежде, Россия стоит перед выбором, кого считать подлинным патриотом своего отечества, мириться ли с коррупционерами и новоявленными нуворишами или не молчать, объединяться и строить справедливое государство, искать ли подлинное образование и познание или принять образование комиксов и тестов, созидать или потреблять. И «Отечественные записки» — снова одно из передовых изданий-проводников подлинной русской культуры через засилье коммерческой поп-культуры.


Этапы развития

1818 - 1830

Павел Петрович Свиньин

(1787 - 1839)

       История журнала «Отечественные записки» началась в 1818 году, когда русский историк, географ, художник, путешественник Павел Петрович Свиньин принял решение опубликовать свои путевые заметки, записки, наблюдения и исследования в виде «толстого» журнала. Иллюстрации первых номеров журнала были выполнены также Павлом Свиньиным.
       Кроме публикации собственных статей Павел Петрович освещал в журнале различные исторические и географические вопросы, а также сообщения о быте народов Российской Империи. 
       В целом концепция журнала сводилась к описанию жизни народа, «благоденствующего под властью царя, помещиков и церкви», что не способствовало успеху журнала.
       Но в целом журнал был тепло принят читателями, хотя в силу достаточно узкой направленности признания у широкой аудитории не нашёл. Подписчиков у «Отечественных записок» было немного.
       В связи с этим и доходы издателя были невысоки, и, хотя Павел Свиньин упорно продолжал развивать своё издание, в 1831 году он прекратил выпуск журнала.
       Спустя семь лет Свиньин предпринял ещё одну попытку и возродил «Отечественные записки», но практически в неизменном виде. Журнал опять не добился успеха, и в 1838 году Свиньин сдал его в аренду А. А. Краевскому.

1839 - 1847 

Андрей Александрович Краевский

(1810 - 1889)

       Андрей Александрович Краевский имел немалый опыт издательской работы в «Московском Вестнике», «Энциклопедическом Лексиконе», «Журнале Министерства Народного Просвещения».
       Краевский понимал, что нужно российскому читателю, и системно выводил «Отечественные записки» в число передовых русских журналов. Он полностью изменил журнал и объявил целью издания:
«Споспешествовать, сколько позволяют силы, русскому просвещению по всем его отраслям, передавая отечественной публике все, что только может встретиться в литературе и в жизни замечательного, полезного и приятного, все, что может обогатить ум знанием или настроить сердце к восприятию впечатлений изящного, образовать вкус».
       Каждый номер журнала содержал разделы:
       «Современная хроника России» 
       «Науки» 
       «Словесность» 
       «Художества» 
       «Домоводство, сельское хозяйство и промышленность вообще» 
       «Критика» 
       «Современная библиографическая хроника» 
       «Смесь» 
       Краевский привлёк в журнал популярных литераторов: Василия Жуковского, Владимира Одоевского, историка Михаила Погодина, Виссариона Белинского.
       Белинский в свою очередь пригласил в журнал своих друзей Александра Герцена, Василия Боткина, Михаила Бакунина.
       Участие столь известных авторов привлекло к изданию огромное внимание со стороны русской интеллигенции, и журнал уверенно занял передовые позиции.
       В 1847 г. у «Отечественных записок» было 4000 подписчиков, - огромное по тем временам количество.
       Преодолевая цензуру, «Отечественные записки» выступали ярыми противниками крепостничества и в области политики, и в области идеологии и быта.
       В рубрике «Смесь» размещались публикации о рабовладении в Америке.
       Рубрика «Науки» завуалировано, но достаточно понятно обосновывала необходимость отмены крепостного права.
       Рубрика «Современная хроника России» внимательно следила за развитием отечественной промышленности и торговли.
       Отдел словесности отдавал предпочтение социальной литературе с антикрепостническим подтекстом.
       Журнал продвигал идеи просвещения, прогрессивные формы экономической, политической и культурной жизни страны и в целом отстаивал интересы народа. 

1839 - 1847

Виссарион Григорьевич Белинский

(1811 - 1848)

       Виссарион Белинский был одним из основных движителей журнала и буквально жил в редакции, создавая собственные статьи, редактируя и готовя к печати различные материалы. 
       Белинский превратил журнал в трибуну идей народного освобождения и прогресса России, сделав его, насколько это было возможно в условиях цензуры, подлинным выразителем народных чаяний, а не изданием для узкого круга оппозиционной интеллигенции.
        «Идея социализма... стала для меня идеею идей, бытием бытия, вопросом вопросов, альфою и омегою веры и знания» - писал в 1841 году Белинский.
       Став проводником социалистических идей, журнал получил признание просвещённых кругов российского общества, и число подписчиков достигло 4000.
       В 1846 году Белинский и Герцен покидают «Отечественные записки» и переходят в журнал «Современник» Н. А. Некрасова. Не одни финансовые причины, конечно же, побудили Белинского покинуть журнал. «Отечественные записки» под фактическим руководством Белинского стали лучшим журналом сороковых годов и вызвали бурное негодование у реакционных и народнических журналов и деятелей. И не только публикациями в своих журналах боролись оппоненты. Доносы цензорам в департамент полиции и даже в Третье охранное отделение жандармерии приводили к серьёзным проблемам как в журнале, так и у самого Краевского. Опасаясь за судьбу журнала и, вероятно, за свою, Краевский не удерживает Белинского.
       С уходом Белинского и ряда авторов журнал начинает сдавать позиции, и даже активное участие в журнале Ивана Тургенева не выручает его.

1847 - 1867

Андрей Александрович Краевский

(1810 - 1889)

       Около двух лет «Отечественные записки» продолжали удерживаться на передовых позициях, поскольку с журналом не переставали сотрудничать прежние авторы.
       Немало способствовал успеху талантливый литературный критик и публицист Валериан Майков, возглавивший отдел критики после Белинского.
       Но постепенный уход значимых авторов и политическая реакция 1848 года сделали журнал безликим.
       Острая общественная и социальная критика сменилась на эстетическую, академическую.
       Крестьянская реформа 1861 года принесла неожиданный, но предсказуемый результат.
«Отечественные записки» стали на умеренные позиции, декларируя «водворение закона и правильного развития». Фактически журнал начал борьбу с революционными течениями.
       Всё это, совокупно с уходом актуальной публицистики и вялостью подачи материала, привело к резкому сокращению числа подписчиков до 2000 человек. 

1867 - 1878

Николай Некрасов

(1821 - 1878)

       28 мая 1866 года журнал «Современник» под управлением Некрасова был закрыт личным распоряжением императора Александра II. Это произошло  после покушения на него Дмитрием Каракозовым, у которого при обыске были найдены журналы «Русское слово» и «Современник».
       В 1867 году Некрасов и Краевский, жившие в соседних квартирах на Литейном проспекте, заключают договор, в результате которого к Некрасову переходит управление «Отечественными записками» с получением 1/3 доходов от журнала.
       Меняется концепция журнала, приводя его опять в вид классического толстого журнала с постоянными рубриками:
       Беллетристика:
       1. Поэзия.
       2. Проза.
       3. Статьи научного содержания.

       Публицистика:
       1. Внутреннее обозрение.
       2. Наши общественные дела.
       3. Парижские письма.
       4. Новые книги.
       5. Литературные и журнальные заметки.

       Под управлением Некрасова «Отечественные записки» вновь становятся передовым общественно-политическим и литературным журналом.
       Следуя традициям Белинского, Некрасов восстанавливает направленность журнала на продвижение передовых демократических и социалистических идей, и уже в первый год своего редакторства поднимает тираж в 4 раза — до 8000 подписчиков.
       На момент смерти Некрасова в 1878 году подписчиков было уже 20000!

1878 - 1884

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

(1826 - 1889)

       Начало литературной карьеры Михаила Салтыкова-Щедрина оказалось связано именно с «Отечественными записками». В 1847 г. в журнале была опубликована его повесть «Противоречия», затем – повесть «Запутанное дело». Впоследствии Михаил Салтыков-Щедрин публикуется в журнале много и постоянно.
       После смерти Николая Некрасова в 1878 году Михаил Салтыков-Щедрин принимает руководство журналом на себя. Салтыков-Щедрин привнёс в журнал тонкую политическую и социальную сатиру и, используя художественное слово, умел доносить до читателей самые передовые идеи и принципы и опасную для правительства правду, подтвердив ещё раз логоцентричность русской культуры.
       Салтыков-Щедрин внимательно и заботливо помогал творческому росту близких ему по духу молодых писателей.
       «Отечественные записки» стали печатным органом всего передового и прогрессивного, что было тогда в России.
       В апреле 1884 года журнал «Отечественные записки» был закрыт за то, что:
 «…не только открывает свои страницы распространению вредных идей, но и имеет ближайшими своими сотрудниками лиц, принадлежащих к составу тайных обществ»
(Правительственный вестник № 87, 20 апреля 1884 г.).
       Прокламация на закрытие журнала в 1884 году:
«Это был почти единственный орган русской печати, в котором сквозь дым и копоть цензуры светилась искра понимания задач русской жизни во всём их объёме. За это он должен был погибнуть и погиб».

1992 - 1998

Возрождение журнала I

Неизвестные факты

       В 1992 году журнал «Отечественные записки» был возрождён под руководством главного редактора Андрея Николаевича Красильникова.
       Это был серьёзный поступок для сложных и смутных 1990-х годов, когда рушился привычный уклад жизни страны, и сокращалось, а порой и отсутствовало финансирование культуры и образования.
       Формат журнала был максимально приближен по размеру и содержанию к журналу времён издания его Павлом Свиньиным. В период с 1992 по 1998 год были изданы пять номеров журнала «Отечественные записки».
       К сожалению, в неразберихе 1990-х годов журнал выходил с ISBN номерами и формально относился не к периодике, а к книгам. В связи с чем, этот период возрождения и издания «Отечественных записок» «выпал» из истории журнала.
       Андрей Николаевич Красильников передал действующей редакции экземпляры изданного им журнала и в настоящий момент производится их оцифровка.
       В скором времени, уважаемые читатели, мы представим Вам на сайте журнала первое полное собрание номеров журнала «Отечественные записки», изданных с 1818 года по настоящее время. 
       А часть сохранившихся оригинальных экземпляров журнала «Отечественные записки» 1992 - 1998 годов станет доступна коллекционерам и читателям. 

2001 - 2014

Возрождение журнала II

       В 2001 году инициативная группа либеральных политологов, журналистов, публицистов, писателей, переводчиков, предпринимателей возродила журнал «Отечественные записки».
       Этот период развития журнала не обошёлся без споров за право издавать журнал между редакцией периода 1992 - 1998 и новой редакцией 2001 года, включая и судебные процессы, как вспоминает Андрей Николаевич Красильников.
       Право на издание журнала «Отечественные записки» перешло к новой редакции под руководством главного редактора Татьяны Малкиной.
Из журнала была полностью исключена литературная часть, и основной упор был сделан на актуальные темы современной политической и социальной жизни и на темы философского характера.
       В 2009 году издание журнала было временно приостановлено в связи с экономическим кризисом 2008 года.
       В 2011 году права на издание были переданы фонду «Отечественные записки», а в состав соиздателей вошла Высшая школа экономики (ВШЭ), приняв на себя часть финансирования журнала.
Редакция под руководством Татьяны Малкиной вывела издание на значимые позиции в интернет-рейтингах, хотя распространение печатной версии журнала было незначительным.
       Кризис 2014 года привёл к очередному отказу частных инвесторов от финансирования журнала.  

2016 - 2018

Реорганизация «Отечественных записок»


       В 2015 году издание журнала вновь остановилось из-за прекращения его финансирования частным инвестором и Высшей школой экономики.
       Рассматривался даже вопрос ликвидации журнала, пока группа единомышленников из прекратившей работу редакции не попыталась найти средства для финансирования журнала. Средства не были найдены, и в 2016 году управление журналом перешло к действующей сегодня редакции.
       В 2018 году Высшая школа экономики вышла из состава учредителей журнала и передала свои права соучредителя СМИ второму соучредителю - Фонду «Отечественные записки». Заявление о внесении изменений в свидетельство СМИ «Отечественные записки» до настоящего времени находится в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзоре), т.к. чиновники ведомства трижды отказывались вносить изменения, предъявляя к поданным документам всё новые и новые требования. Нам не понятны причины такого поведения, и мы в любом случае добьёмся от Роскомнадзора исполнения им своих обязанностей. А после внесения этих изменений журнал «Отечественные записки» ждёт новое преобразование - введение в состав учредителей СМИ трудового коллектива редакции.
       Изучив финансовую историю журнала, новое руководство фонда «Отечественные записки» начало подготовку к возобновлению его издания своими силами редакции без финансирования частными инвесторами и Высшей школой экономики, как это было до 2015 года.
       Была создана редакционная коллегия журнала «Отечественные записки», оборудованы редакционные помещения, началась подготовка к изданию Юбилейного номера журнала, приуроченного к 200-летию его основания.
       Первым и важнейшим шагом редакционной коллегии стало приглашение к сотрудничеству с журналом лучших историков, географов, краеведов, экономистов, политологов, писателей, поэтов, философов, публицистов, композиторов, руководителей музеев, учебных заведений, театров и т.д. нашей страны.
       В журнал вернулась полноценная литературная часть. Вернулась рубрика «Искусства» для публикации рассказов об известных композиторах, писателях, поэтах, художниках, скульпторах и т.д. и их произведениях, редкие малоизвестные клавиры авторов минувших столетий и сочинения современных авторов. 

2018

Торжественная церемония празднования
200-летия жутнала «Отечественные записки»


Презентация юбилейного коллекционного номера 1818 - 2018

       18 декабря 2018 года в Центральном доме литераторов города Москвы состоялась празднование 200-летия журнала «Отечественные записки». В торжественном концерте приняли участие замечательные российские артисты и видные культурные и общественные деятели нашей страны.
       В ознаменование 200-летия журнала «Отечественные записки» был представлен внеочередной Юбилейный номер журнала «Отечественные записки». Ограниченным тиражом ровно 200 экземпляров издан Коллекционный юбилейный номер журнала «Отечественные записки», выполненный в коже с подарочным футляром. Каждый экземпляр коллекционного номера имеет уникальный нестираемый номер от 001-го до 200-го. Первые коллекционные экземпляры, начиная с номера 001, направляются руководителям нашего государства, видным общественным и политическим деятелям страны и в посольства стран, ранее составлявших Союз Советских Социалистических Республик. Коллекционный Юбилейный номер журнала «Отечественные записки» не имеет аналогов в истории нашей страны и навсегда останется одним из памятных событий русской культуры и нашей живой связью с нашими великими соотечественниками минувших столетий.
       И только 200 обладателей Коллекционных Юбилейных номеров журнала «Отечественные записки»1818 - 2018 смогут гордиться ими в своих коллекциях и передавать потомкам.

2020

Творческое объединение
«Отечественные записки»

       В течение 2017 - 2020 гг. сформировалось Творческое объединение «Отечественные записки».
       Начало Объединению было положено слиянием журнала «Отечественные записки» - старейшего из по-настоящему русских «толстых» журналов и Радио Романс - первой и единственной в мировой истории радиостанции Русского романса.
       В 2018 году открылась постоянная выставка «Наша Россия», представляющая собой интерактивную художественную галерею российских художников прошлого и наших современников.
       В 2020 г. начал работу Культурный центр «Отечественные записки», музыкальным руководителем которого стал известный композитор и пианист-виртуоз Семён Авангардович Сон (творческий псевдоним Сеня Сон).
       27 января 2020 года в состав Объединения вошло Всероссийское общественное движение «Слово о Войне», учреждённое в Кремле в комнате боевой славы Президентского полка России.
       В 2020 году начало работу Издательство «Отечественные записки», призванное создать Библиотеку «Отечественные записки» как Собрание лучших произведений русской литературы прошлого и современности для формирования читательского вкуса в условиях прогрессирующего графоманства. Преимущество будет отдаваться изданиям в электронной форме. Издательство «Отечественные записки» будет уделять большое внимание современным авторам, как уже признанным, так и новым, ещё неизвестным, чтобы пополнять Библиотеку «Отечественные записки» и произведениями молодых талантов.
       Пандемия и финансовый кризис, вызванный ею, остановили в самом начале рождение уникального направления нашего Объединения - создание Московского музыкального театра Геннадия Гладкова - удивительного русского композитора, музыка которого украшает десятки великолепных и любимых мультфильмов, спектаклей, кинофильмов. Надеемся, что 2021 год изменит ситуацию, и мы вернёмся к этому прекраснейшему начинанию.

Творческое объединение «Отечественные записки» продвигает только подлинные произведения искусства и только подлинных артистов и авторов, сберегающих и развивающих нашу традиционную русскую культуру, искренне служащих искусству и не роняющих своё достоинство ради выгод и прибылей.

2021

Новая идейная концепция


Возвращение к истокам

        В 2021 г. принята новая идейная концепция и новая редакционная политика журнала и Творческого объединения «Отечественные записки».
       В название журнала возвращён термин «политический»: ЖУРНАЛ ЛИТЕРАТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ, УЧЁНЫЙ. Возвращены анализ и оценки событий и вызовов прошлого и современности, как это было и при самых ярких его издателях — Белинском, Некрасове, Салтыкове-Щедрине. Возвращена исконная позиция «Отечественных записок» - выразителя идей передовых патриотических кругов российского общества и проводника на пути построения в России высокодуховного и по-настоящему социального, обращённого к человеку государства.
       Основа русской культуры — это равенство людей, народов, стран, и этому соответствует только одна идеология — идеология Социализма в его современном воплощении русского социального консерватизма или консервативного социализма.
       России чужд навязанный ей глобалистский путь развития. Реставрация капитализма в 1990-е годы привела к обнищанию общества и дискредитации неолиберальных идей, а евро-американские элиты обесценили в XXI веке и собственные идеи демократии, когда открылось, что за ширмой красивых слов скрывается лишь новый этап неоколонизации и сегрегации стран и народов.       Русским людям чужда торгашеская англосаксонская идеология. Россия — это страна с древней историей и глубокой духовной культурой, и мы не позволим государству, основанному на идеях расизма и на крови сотен уничтоженных североамериканских коренных народов, вся история которого лишь на четыре десятка лет старше нашего журнала, навязывать нам своё мировоззрение и грабительские экономические механизмы.
       Русская цивилизация уникальна в мировом культурном пространстве тем, что не на словах, а на деле сформировала многоконфессиональное, полиэтническое и мультикультурное общество. Советский социализм показал всему миру, что социальная справедливость и распределение в пользу большинства возможны. Выявились и недостатки, связанные с гомогенной идеологией руководства СССР, отрицающей любые идеи и ценности, расходящиеся с государственной политикой, что вкупе с отказом от рыночных элементов в экономике и привело к распаду СССР и реставрации капитализма в России.
       Концепция современного социализма учитывает, и успешный опыт, и ошибки советского периода и является сегодня единственной перспективной идеологией развития российского общества.
       В 2020 году «Отечественные записки» разработали и начали реализовывать Программу «Культурная безопасность России. Традиционность русской культуры как основа национальной безопасности России». Главная задача, поставленная Программой, - обеспечение культурной и национальной безопасности России через сплочение творческих, талантливых людей, неравнодушных к судьбам нашей страны, сберегающих и развивающих традиционные ценности Русской культуры.
       Появление этой программы не случайно и обоснованно. Формирование культурной политики государства отдано сегодня на откуп продюсерам, не заинтересованным, ни в духовности, ни в воспитательном значении культурных продуктов и преследующим исключительно цели извлечения прибыли от них. Это привело к распространению графоманства, потребительства, безвкусия в культурном пространстве и к засилью глобалистской массовой культуры. Вкупе с доминированием образовательных программ, основанных на методиках и ценностях США, и отсутствием государственных программ просвещения и воспитания, всё это ставит под угрозу культурную и национальную безопасность России. Прекращение засилья потребительской культуры, инициирование общественной инициативы по возвращению традиционного русского образования и государственных программ воспитания и просвещения населения - одни из важнейших задач «Отечественных записок» и каждого неравнодушного к судьбам нашей страны человека.
       Кризис COVID-19 ярко продемонстрировал бесчеловечность и ущербность неолиберальных реформ, банкирско-спекулятивной экономики и асоциального общества.
       «Отечественные записки» вернулись на позиции вестника прогресса. Новая редакционная политика журнала направлена на формирование сознания общества для направления России по социалистическому пути развития — единственному пути, отвечающему чаяниям русского народа о социальном равенстве и справедливости.